Что такое жаккардовые ткани?

mtok-galerei-04

Жаккардовые ткани отличаются крупным узором со сложным или простым переплетением нитей. Раппорт узоров включает большое число нитей как по основе, так и по утку. Крупноузорчатые переплетения получаются на ткацких станках с жаккардовыми машинами.

Контуры узора срисовываются ткацким рисовальщиком на канвовую бумагу с модели, выполненной художником, и заполняются графическими элементами различных переплетений (так называемое патронирование).

Раппорты некоторых крупноузорчатых переплетений по основе могут достигать нескольких сотен нитей; бывают рисунки, раппорт переплетения которых занимает всю ширину ткани.

Раппорт по утку неограничен и в отдельных случаях достигает нескольких тысяч нитей. Простые крупноузорчатые переплетения образуются из одной основы и одного утка. Такими переплетениями вырабатывают салфетки, скатерти и другие изделия.

Сложные крупноузорчатые переплетения образуют узор на ткани из нескольких систем основных и уточных нитей.

Различают двухлицевые, двухслойные и ворсовые крупноузорчатые переплетения. Такими переплетениями вырабатывают мебельные и другие декоративные ткани.

Крупноузорчатые переплетения позволяют получить на поверхности ткани разнообразные световые эффекты, а в сочетании с разными цветами и материалом нитей — красивые, мягкие переходы тонов и резко очерченные контуры узоров, иногда весьма сложных (орнаменты, пейзажи, портреты и тому подобное).

Гобелен — король интерьера

На протяжении веков гобелен был неотъемлемой частью убранства королевских замков и императорских дворцов.

Гобелен (от французского gobelin) — вытканный вручную по живописному рисунку-образцу (картону) ковёр-картина (шпалера) из шерстяных, шёлковых (иногда с включением серебряных и золотых) нитей.

Самые ранние европейские шпалеры — немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках шпалеры не только украшали помещения, но и помогали сохранить в них тепло. Средние века и эпоха Возрождения в Западной Европе — время расцвета шпалерного ткачества. Центрами производства шпалер становятся Париж, Аррас, несколько позднее — Брюссель.

Гобеленами шпалеры начали именоваться в XVII веке, когда на основе созданной в XV веке красильщиками Гобеленами мастерской в предместье Парижа была создана королевская ткацкая мануфактура.

В Россию гобелен попал в XVIII веке, когда Пётр Великий пригласил в Петербург мастеров по плетению гобеленов. Они и основали первое на Руси гобеленовое ателье. Русская шпалера соединила в себе европейские традиции и самобытность русского искусства. Первые мастера воспроизводили из шерсти, шёлка и льна картины русских и французских художников.

ХХ век стал эпохой нового расцвета этого древнего вида декоративно-прикладного искусства. В 40-х годах французский архитектор Жан Люрса создал гобеленовую мануфактуру, изделия которой возродили славу французского гобелена и привели к настоящей революции в шпалерном деле.

Утвердившись в качестве высокого искусства, гобелен вернулся в интерьер. В последние годы, после наметившегося в 90-е упадка, снова возрос интерес декораторов к этому благородному и трудоёмкому жанру прикладного искусства. Не случайно, что это произошло в эпоху масштабного строительства, когда свежие идеи и нестандартные решения в оформлении помещений необходимы, как воздух. В эпоху холодного хай-тек-стиля в архитектуре и дизайне тёплые и благородные шерстяные картины пришлись, как ни странно, весьма кстати, став ярким цветовым акцентом, оживляющим интерьер. Для классического стиля подойдут гобелены-имитации картин великих художников, а уют “деревенского” стиля подчеркнут гобеленовые салфетки и скатерти с цветочным орнаментом.

Букле

Букле (от франц.”bouclé” — завитой) — ткани с волнистой поверхностью, похожей на мелкий каракуль; вырабатываются из пряжи фасонной или креповой крутки. Из букле шьют верхнюю одежду.

Буклированные ткани могут быть и однотонными и многоцветными. При прикосновении к буклированной ткани ощущаешь теплоту и мягкость. Ткань идеально подходит как для современной мебели с хромированными элементами, так и для классических предметов интерьера с деревянным декором. Она может «оживить» некоторую холодность и сдержанность лаконичной мебели, придаст ей изящества, а также подчеркнет плавность классических линий.

Шенилл

В переводе с французского шенилл — «гусеница». Шенилл — ткань, которая используется в тканой индустрии уже более 200 лет.

Шенилловая пряжа создаётся путём вплетения ворсинок между двух прочных нитей, которые впоследствии скручиваются по спирали. Внешне она похожа на мохнатую гусеницу, откуда и произошло её название. По составу сырья она может быть однородной, например, вискозной или полиэстерной, а также смешанной: полиэстер с вискозой, хлопком или акрилом.

Шенилл — очень плотная и прочная ткань. Ворс начесан на специальном станке. При тканном процессе нити плотно прилегают друг к другу и придают ткани внешний вид и свойства велюра. В настоящее время эта модная и относительно дорогая ткань является прямым конкурентом велюру.
Значительное преимущество шенилла состоит в том, что он может производиться в гораздо широкой гамме цветов, чем велюр. Нить шенилла также может быть использована в комбинации с гобеленом, благодаря чему получается благородная и внешне привлекательная ткань.

По потребительским качествам ткань имеет высокую износостойкость, так как в ней присутствуют синтетические волокна, по экологическим свойствам близка к гобелену, так как содержит натуральные волокна.